Инновационный центр текстильной и лёгкой промышленности
+7 (495) 777-43-08 Единый номер – Москва
14.10.2020

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ. СОВЕЩАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В.В.ПУТИНА С ЧЛЕНАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА 14 ОКТЯБРЯ

В.Путин: 

Давайте перейдём к основному вопросу. Пожалуйста, слово Решетникову Максиму Геннадьевичу. Прошу Вас.

М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В июльском указе обновлены национальные цели.

Ключевых экономических целей – две: это экономический рост и рост инвестиций. И это недаром, потому что две эти цели очень тесно связаны. В долгосрочном плане экономический рост прежде всего связан с ростом инвестиций.

Все предыдущие годы мы планово создавали необходимые инструменты, инвестиционный климат, стимулирующие налоговые льготы, развивали инфраструктуру, институты развития, причём и на федеральном, и на региональном уровне.

На текущем этапе важно обозначить ещё один приоритет – это поддержка конкретных проектов в отраслях и в регионах. Именно на этой основе предлагается запустить новый инвестиционный цикл.

Работу предлагается выстроить по трём направлениям:

Во-первых, это поддержка частных инвестиций, крупных частных проектов, в том числе в рамках нового инструментария – законодательства о защите и поощрении капиталовложений.

Второе направление – это реализация проекта в регионах.

И третье направление – это содействие в реализации инвестиционных программ компаний с государственным участием.

Первое направление – поддержка крупных частных инвестиций. Этот механизм, я его уже назвал, СЗПК, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, даёт инвесторам неизменность долгосрочных условий работы. В первую очередь он стабилизирует основные налоги, которые взимаются при реализации инвестиционных проектов, и основные условия их реализации, связанные с использованием земли, с градостроительством, с обязательными требованиями, а также с условиями государственной поддержки.

В то же время появилась ещё одна новая возможность, которой раньше не было. Инвесторы теперь имеют возможность самостоятельно построить инфраструктуру, которая необходима для реализации инвестиционного проекта: дороги, линии электропередачи, коммунальную инфраструктуру, – а государство им потом компенсирует затраты, связанные с этим, за счёт тех будущих налогов, которые поступят от инвестиционного проекта. На прошлой неделе Правительство утвердило всю необходимую нормативную базу для реализации этого закона. И уже за несколько дней поступили заявления на 15 проектов с общим объёмом инвестиций 850 миллиардов рублей, которые предполагают создание 35 тысяч новых рабочих мест.

До конца года стоит задача заключить как минимум 20 проектов на 900 миллиардов [рублей]. Почему говорю «как минимум»? Потому что механизм заключения соглашения имеет заявительный порядок. Иными словами, если проект удовлетворяет всем требованиям, инвестор обратился, мы обязаны заключить такое соглашение и стабилизировать ему условия инвестиций на будущее.

Создана специальная инфраструктура, которая будет сопровождаться инвестором, Агентством инвестиционного развития. Сейчас создаются необходимые информационные платформы, с тем чтобы этот процесс был максимально технологичен.

Параллельно с этим развиваем действующие инструменты. Один из таких инструментов, у которых большой потенциал, – это «Фабрика проектного финансирования», которую развивает Внешэкономбанк. На сегодняшний момент по «Фабрике» уже принято решение по финансированию 10 проектов с объёмом финансирования 760 миллиардов рублей, то есть это крупные проекты, и ещё на рассмотрении ВЭБ находится 12 проектов на 1,4 триллиона рублей. И мы, конечно, рассчитываем, что эти инструменты будут дополнять друг друга. Одновременно с этим в рамках «Фабрики проектного финансирования» мы сейчас создаём возможность финансирования пулов проектов и проектов с длительными сроками окупаемости.

Развиваем также законодательство о государственночастном партнёрстве, о концессиях. Подготовлен закон, который уточняет виды финансового участия государства в концессиях, устанавливает минимальный порог частных инвестиций – раньше этого не было, упрощает конкурсные процедуры, вводит в том числе электронный конкурс, позволит компенсировать инвесторам расходы, связанные с предпроектной подготовкой. Закон прошёл все необходимые согласования и представлен буквально днями в Правительство. В целом хочу сказать, что с начала года появилось 100 новых проектов концессии с объёмом инвестиций 300 миллиардов рублей, то есть это, в общем, живой и востребованный механизм.

Второе направление – это поддержка проектов регионов. Здесь у нас стоит задача совместить вопросы развития инвестиционного климата, инструментов поддержки и реализации конкретных проектов. То есть чтобы в конечном итоге всё это приводило к реализации проекта в регионах.

Что предлагается? С 1 апреля заработает механизм региональных соглашений о защите и поощрении капиталовложений. И те возможности, которые у инвесторов появились применительно к крупным проектам, появятся и у регионов, для того чтобы поддержать уже проекты средние, но тем не менее важные для регионов.

Развиваем механизм особых экономических зон и территорий опережающего социальноэкономического развития. Вообще, практика показала, что ОЭЗ – это очень востребованный инструмент, и даже в это сложное первое полугодие три новые особые экономические зоны были созданы, ещё по пяти зонам все необходимые документы и решения отработаны и представлены в Правительстве. В ближайшее время решения будут приняты.

Но мы, конечно, смотрим практику применения законов и тоже подготовили пакет изменений в законодательстве, который касается унификации зон, снижения административных барьеров для инвесторов при работе с проектами, расширения видов деятельности, которые допустимы в зонах. Но одновременно с этим предлагаем усилить и ответственность регионов, с тем чтобы заявленные при создании особых экономических зон параметры по рабочим местам в первую очередь и по инвестициям сохранялись.

Параллельно с этим готовим новые инструменты поддержки жилищного строительства и инструменты развития городов, я имею в виду инфраструктурные облигации, тоже соответствующая проработка идёт.

Отдельно остановлюсь на инструменте инвестиционного налогового вычета, который у нас появился с 2018 года, но с учётом текущей ситуации и с учётом текущих задач требует модернизации. Что предлагается? Предлагается всётаки привязать предоставление этого вычета к реализации конкретного проекта, а не к статьям затрат, как это сейчас сделано, и дать возможность предъявлять к зачёту не только затраты, связанные с машинами, оборудованием, транспортом, но и рассмотреть возможность – об этом просили инвесторы и губернаторы – в зачёт брать также затраты на здания, на производственные здания, на корпуса фабрик и заводов.

Предлагаем также предусмотреть в бюджете выпадающие доходы регионов не только в 2021 году, на 2021 год действительно даже в рамках сложного бюджета 27 миллиардов рублей было изыскано, но губернаторы просят дать среднесрочную перспективу, потому что, имея возможность получить компенсацию только за один год, очень сложно принимать решения, которые носят такой долгосрочный характер. В рамках работы Государственного совета мы с коллегами, с губернаторами ещё все эти вопросы обсудим.

В конечном итоге, Владимир Владимирович, в каждом регионе, а не только в двадцатке лидеров инвестиционного рейтинга, должен быть и регулярно обновляться реестр проектов, увязанный со всеми инструментами поддержки, а также учитывающий все возможности, которые в регионах имеются, для того чтобы привлечь инвестиции и создать рабочие места.

И, наконец, третье направление – это поддержка инвестиционных программ компаний с государственным участием. Речь идёт в первую очередь, конечно, об инвестициях в основные фонды, которые создают новые рабочие места. Почему это так важно?

Во-первых, у нас общий объём инвестиций компаний с госучастием больше 20 процентов в экономике, то есть это значимая доля всех инвестиций. Ну а главное, что в рамках этих инвестиционных программ закупается машиностроительная продукция, продукция металлургии, строительные материалы, химия, то есть это те статьи затрат, которые имеют очень большой мультипликативный эффект для всей экономики.

Ну и здесь в качестве примера работы с такими компаниями могу привести пример по инвестиционной программе РЖД. В этом году РЖД столкнулась с дефицитом средств на реализацию инвестиционной программы. Был разработан новый механизм – механизм бессрочных, вечных облигаций, в рамках которого РЖД уже привлекла 150 миллиардов рублей и есть ещё планы до конца года. Именно этот инструмент позволяет стабилизировать реализацию инвестиционной программы РЖД и продолжить реализацию начатых проектов. Сейчас этим инструментом интересуются и другие компании.

Уважаемый Владимир Владимирович, всё, что перечислено, – это мероприятия единого плана по достижению национальных целей, который сейчас готовит Правительство, который сейчас активно обсуждается. Показатели по инвестициям, которые поставлены, они будут доведены и до регионов, и до отраслей, соответственно, до федеральных ведомств. И в конечном итоге, реализуя конкретные проекты – крупные частные проекты, государственные проекты, региональные проекты, мы достигнем поставленных целей.

Благодарю за внимание.


В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Антон Германович, есть что добавить?

А.Силуанов: Да, уважаемый Владимир Владимирович.

Действительно, мы всячески принимаем меры по стимулированию инвестиций. Последнее решение: мы существенно снизили налоговую нагрузку по налогу на прибыль и по страховым взносам для такого сектора, как IT, мы докладывали Вам, и в первую очередь создаём преференции для такой активности в ключевых отраслях, которые дают и добавленную стоимость, и являются такими прорывными для экономики. И, кроме того, конечно, важно, что у нас и действующее законодательство тоже на это нацелено: ускоренная амортизация – до 50 процентов можно сразу списывать от первоначальной стоимости приобретённых основных фондов и инвестиций и так далее. Поэтому и через налоги, и через специальные режимы, и через, конечно, бюджетные расходы, через инфраструктурные расходы, на которые в последнее время через нацпроекты выделяются существенные ресурсы, это всё должно давать эффект, это даёт эффект.

Да, единственное, конечно, коронавирус немножко наши планы подкорректировал, но в конце прошлого года, Владимир Владимирович, уже в четвёртом квартале, нацпроекты и решения по стимулированию инвестиций дали эффект: 2,1 процента – рост экономики в четвёртом квартале прошлого года при годовом уровне 1,3. Если бы, конечно, не коронавирус, то мы бы вышли на более высокую динамику, чем сегодня наблюдаем. Поэтому идём по всем направлениям: и бюджетным, налоговым и, конечно, структурным. Должен быть эффект.


В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Эльвира Сахипзадовна.

Э.Набиуллина: Со своей стороны Центральный банк также проводит политику, направленную на то, чтобы формировались благоприятные условия для инвестиций, потому что действительно нам нужен новый инвестиционный цикл.

Первое – это ценовая стабильность. Всётаки снижение инфляции, устойчиво низкая инфляция при прочих равных приводит к удлинению сроков кредита. Мы видим это и по ипотеке. Это стало возможным именно благодаря удлинению сроков кредита, благодаря такой ценовой стабильности. Мы видим, как постепенно удлиняется и срок корпоративных кредитов, что очень важно.

Второе направление – это развитие инструментария финансового рынка, для того чтобы компании могли привлекать средства для инвестиций. Вы помните, несколько лет назад ставилась задача развивать рынок облигаций, чтобы компании могли привлекать заёмное финансирование не только у банков через кредиты, но и на рынке через облигации. И то законодательство, которое было подготовлено совместно с Правительством, и меры регулятивные показали, что этот рынок действительно развивается, и для многих предприятий, прежде всего крупных, привлечение облигаций стало достаточно мощным инструментом финансирования проектов, в том числе инвестиционных.

Сейчас, мне кажется, нужно сделать следующий шаг. Он с чем ещё связан? У нас появился большой класс розничных инвесторов, то есть граждане пошли на финансовый рынок. Это, конечно, связано и с тем, что ставки по депозитам чутьчуть снижаются, и часть граждан смотрит на альтернативу вложения своих средств, в том числе в фондовый рынок. И важно, конечно, чтобы средства розничного инвестора также вкладывались, в конечном счёте трансформировались в инвестиции. Поэтому мы намерены здесь развивать разные формы, в том числе коллективного инвестирования, обсуждаем вместе с Правительством.

И со своей стороны также вносим изменения в регулирование, для того чтобы новые инвестиционные процессы поддерживать, как это было по проектному финансированию, которое развивалось в жилищном строительстве, но также проектное финансирование для «Фабрики проектов» ВЭБ. Готовы дальше этим заниматься.

И, может быть, тема, на которую хотела бы обратить внимание на будущее, мы к ней также подступаем и обсуждаем вместе с Правительством, с ВЭБ, – это проекты «зелёного» финансирования. У нас сейчас уже секция на Московской бирже, которая специально организует выпуски «зелёных» облигаций. И нам, конечно, нужно обращать внимание и на то, что происходит на внешних рынках, как они будут меняться под влиянием введения разных экологических требований, и свои инструменты, институты выстроить таким образом, чтобы дать возможность и российским компаниям развивать такого рода проекты. И мы здесь готовы вместе с Правительством посмотреть, что нужно дополнительно сделать, но на эту тему, на наш взгляд, нужно обратить особое внимание.

Спасибо.


В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.

Максим Станиславович, пожалуйста.

М.Орешкин: Спасибо большое, Владимир Владимирович.

Мне кажется, реагируя на доклад Максима Геннадьевича, очень важно сейчас довести все те инструменты, которые он озвучил, до логического завершения, чтобы они эффективно работали, – механизм СЗПК. Правительство на прошлой неделе часть нормативных документов уже приняло. Важно, чтобы этот инструмент работал, появлялись соглашения и реализовались новые инвестиционные проекты.

По инвестиционному налоговому вычету также я бы хотел здесь Максима Геннадьевича поддержать. Очень важно, чтобы этот инструмент открывал не короткий горизонт, как сейчас это у нас заложено в бюджете, на один год, а как минимум на три года, а лучше в долгосрочной перспективе, чтобы для инвесторов были понятны и предсказуемы здесь условия работы, для инвесторов и для региональных властей. В принципе предсказуемость и стабильность условий – это вообще ключевая история при определении и принятии решений по инвестициям. В этом плане важно, как мне кажется, минимизировать на ближайшие годы в том числе изменение налогового законодательства.

Ну а с точки зрения работы по всем этим инициативам, мне кажется, важно понимать, какой у каждой инициативы должен быть результат, кто будет ответственный – будь то отраслевое ведомство, если это отраслевая инициатива, или если это системная инициатива Минэкономразвития, – чтобы понимать, к какому результату в какой момент мы придём.

Спасибо большое.


В.Путин: Спасибо большое.

Алексей Леонидович.

А.Кудрин: Владимир Владимирович, я не планировал выступать по этому вопросу, но могу сказать, что эти механизмы, безусловно…

В.Путин: Я не настаиваю. Просто если Вам есть что сказать, пожалуйста.


А.Кудрин: Я бы хотел сказать, что эти механизмы, безусловно, поддерживают целый ряд проектов. Но для того, чтобы поднять действительно инвестиции, требуются и другие меры, которые находятся в обсуждении. Поэтому я в данном случае мог бы только сказать, что ещё много нужно сделать, чтобы нам по росту инвестиций добиться показателей, которые поставлены даже в прогноз.

В.Путин: Ну да, это понятно.

Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы высказаться либо чтото добавить?


А.Текслер: Владимир Владимирович, разрешите?

Челябинская область, Текслер.

В.Путин: Да, прошу Вас.

А.Текслер: Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений – инструмент этот мы поддерживаем, он важен для регионов. Видим интерес инвесторов. В частности, в Челябинской области мы завершаем обсуждение пяти крупных проектов на общую сумму 24,5 миллиарда рублей. Ещё три крупных проекта на подходе. Рассчитываю и на другие проекты, в том числе и регионального значения.

Теперь про проекты в регионах, в частности, про инвестиционные и налоговые вычеты, об этом сегодня говорилось. Инструмент уже работает, и многие регионы приняли соответствующие законы. Их сейчас 49 таких регионов, до конца года будет больше. Вы давали, Владимир Владимирович, поручение запустить механизм компенсации регионам двух третей выпадающих доходов по налогу на прибыль. Мы, в частности, под это делаем расширение сферы применения этого инструмента под новые виды деятельности. Сегодня уже говорилось о том, что регионам и инвесторам важна долгосрочность этого решения. Сейчас на федеральном уровне пока принято решение о компенсации выпадающих только на 2021 год, и конечно, инвесторам, регионам нужно явно видеть, что это политика не на год, а на годы вперёд. Поэтому поддерживаем те предложения, которые уже звучали. Нужна отдельная строчка в федеральном бюджете, причём сразу на три года и, соответственно, дальше это продлять.

Далее: правила расчёта выпадающих на федеральном уровне принимаются тоже только на 2021 год, и такие правила, на наш взгляд, тоже должны быть бессрочны.

Второе – это снять ограничения по организациям, льготы которым подпадают под вычет. Сейчас в периметр нормы о компенсации выпадающих попадают только льготы тем, кто впервые воспользовался правом на вычет с 2020 года. У нас, к примеру, в регионе механизм заработал в прошлом году, и по ряду предприятий мы не сможем компенсировать бюджетные потери. Также поддерживаем возможность брать в зачёт расходы не только на приобретение оборудования, как сейчас, но и на стройку, это действительно крайне важно. Просим эти предложения поддержать.

Ещё хочу обозначить одну тему – продление сроков для получения льгот в рамках территорий опережающего социальноэкономического развития. Эта тема уже поднималась. Напомню, определяющую роль для развития бизнеса во многих моногородах играют ТОРы и льготы, предоставляемые их резидентам. Мы видим, что инвесторы в этом году в связи с понятной ситуацией осторожно подходят к принятию решений или просто переносят эти решения о запуске новых проектов. А время, когда в ТОРах можно получить наилучшие преференции, в первую очередь льготы по страховым взносам, оно ограничено – это первые три года. И для многих территорий опережающего развития этот срок истекает в этом году или в ближайшее время.

Я Челябинскую область приведу в пример: у нас пять ТОРов, по двум из них льготный период истекает в этом году и ещё по двум территориям истекает в феврале следующего года, то есть совсем скоро. Такая ситуация во многих регионах, поэтому предлагаем продлить льготный период ещё на один или лучше три года, или, как по Дальнему Востоку, сразу определить срок – до 2025 года. Это решение позволит запустить новый раунд привлечения инвесторов в ТОРы моногородов.

Ваше поручение на эту тему было, Владимир Владимирович, год заканчивается, а итогового решения пока нет. Тоже прошу поддержать.

И отдельное спасибо от всех регионов за решение по продлению льготной ипотеки до середины следующего года.

Спасибо.

Доклад закончен.

В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Как было сказано, конечно, коллеги только что об этом говорили, привлечение инвестиций, инвестиционное развитие – это важнейшая составляющая развития экономики и страны вообще. И здесь очень много составляющих, очень много факторов. Конечно, это стабильность, причём в самом широком смысле этого слова, и политическая стабильность, и макроэкономическая стабильность, это минимальная бюрократия, это эффективная, но в рамках закона, безусловно, в рамках закона работа правоохранительных органов – мы частенько к этому возвращаемся в последнее время, это разумная антимонопольная, вообще фискальная политика – здесь очень много вещей, на которые нам нужно обращать внимание.

Я очень рассчитываю на то, что мы общими усилиями будем реализовывать и те мероприятия, эффективно будем использовать те инструменты, о которых сейчас говорили, и в целом будем уделять этому необходимое внимание. Прошу Председателя Правительства держать это под своим контролем.

Благодарю Вас.


Источник: http://kremlin.ru/events/president/news/64203



Контакты

ПОКАЗАТЬ КАРТУ

Открытое акционерное общество
«Инновационный
научно-производственный центр
текстильнои и легкой промышленности»
(ОАО «ИНПЦ ТЛП»)

Адрес: 119071, Москва,
ул. Орджоникидзе, дом 12

Телефон: +7 (495) 777-43-08

Факс: +7 (495) 777-43-08

E-mail: info@inpctlp.ru